Международное законодательство

Международные соглашения в сфере перевозки опасных грузов

Международные организации:

UNO — Организация Объединенных Наций;

ECOSOC — Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций;

ICAO — Международная организация гражданской авиации;

IATA — Международная ассоциация воздушного транспорта;

IMO — Международная морская организация;

CKR — Центральная комиссия судоходства по Рейну;

ECE — Европейская экономическая комиссия;

OTIF — Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам;

ОСЗ — Организация сотрудничества железных дорог;

Совет — Совет по железнодорожному транспорту;

Основные источники законодательства в сфере перевозки опасных грузов

Типичные Правила — рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила;

Руководство по испытаниям и критериям — Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Руководство по испытаниям и критериям;

СГС — Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ;

ПБПРМ — Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов;

Международные регламенты:

ICAO TI — Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху;

IATA DGR — Правила перевозок опасных грузов ИATA;

IMDG CODE — Международный кодекс морской перевозки опасных грузов;

ADN — Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям;

ADR — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов;

RID — Правила международной перевозки опасных грузов по железной дороге;

ППОГ — Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам;

ППЖГ — Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума.

Основные источники международного законодательства в сфере перевозки опасных грузов

      Главным источником всего законодательства в сфере перевозки опасных грузов всеми видами транспорта являются Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила.

   Разработка рекомендаций по перевозке опасных грузов (Типовых правил) осуществляется Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций. На их основе международные организации и национальные органы власти разных стран разрабатывают нормативные документы, регламентирующие перевозки опасных грузов различными видами транспорта.

     На сегодня действует 17 редакция Типовых правил по перевозке опасных грузов.

    Большое влияние на регламентацию перевозки опасных грузов различными видами транспорта оказывает Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ (СГС).

  На практике очень часто сталкиваешься с ситуацией, когда один и тот же химический продукт классифицируется неодинаково. Согласно одного документа он является опасным грузом, согласно другой нет. С маркировкой тоже не все гладко. В одних случаях требуется один маркировочный знак, в некоторых случаях его мало. И все это имеет место в той сфере, в которой законодательство прорабатывается очень тщательно и меняется каждые два года, чтобы соответствовать уровню техники и технологий. Однако транспортировка это промежуточный процесс в обороте химической продукции. Мы, транспортники, часто забываем о том, что перевозка это всего лишь средство удовлетворения потребностей промышленности и общества в перевозках. То, что перевозчики перевозят, используется в промышленности и быту. И вероятность, что опасный продукт проникнет в окружающую среду или иметь место его контакт с человеком или животным, на других этапах использования продукта тоже очень велика. В этом случае неправильная классификация и маркировка могут иметь самые печальные последствия. Не нужно забывать, что человек принимает меры безопасности опираясь на имеющуюся у него информацию. Если этой информации нет или она неверна, то и человек примет неправильные меры безопасности. Что это значит при обращении с токсичными, инфекционными, легковоспламеняющимися, взрывчатыми и другими подобными опасными веществами, несложно представить.

    Решить эти и многие другие проблемы, на мировом уровне, призвана Согласованная на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химических веществ. На сегодня действует третья редакция данного документа. Требования этого документа по химической продукции уже обязательны, касательно изделий, содержащих химические вещества (например, аэрозолей) будут обязательны в скором времени.

    Еще одним важным документом является Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Руководство по испытаниям и критериям, которые дополняют Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов: Типовые правила и Согласованное на глобальном уровне система классификации опасности и маркировки химической продукции. Данный документ содержит критерии, методы испытаний и процедуры, используемые для классификации опасных грузов. В первую очередь он полезен организациям, которые занимаются классификацией опасных грузов. Руководство по испытаниям и критериям разрабатывается Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов. На сегодня действует пятое издание Руководства по испытаниям и критериям.

    Еще одним документом, требования которого практически без изменений переносятся в международные регламенты в сфере перевозки опасных грузов, являются «Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов» (на схеме — ПБПРМ).

    Целью Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов является установление требований, которые должны выполняться для обеспечения безопасности и защиты лиц, имущества и окружающей среды от воздействия излучения в процессе перевозки радиоактивного материала. Требования ПБПРМ являются обязательными для исполнения. Однако выполнение положений ПБПРМ на практике, часто недостаточно при перевозке радиоактивного материала. Это связано с тем, что международные регламенты дополняют требования данного документа, возлагая выполнения его положений на различных участников перевозки опасных грузов, предвидя дополнительные положения и т.п. Например, в дополнение к требованиям ПБПРМ, для автомобильной перевозки установлены отдельные требования к маркировке и дополнительному оборудованию транспортных средств, перевозочным документам, обучению водителей, совместной погрузки и многие другие.

Международные соглашения в сфере перевозки опасных грузов для различных видов транспорта

 Международные соглашения, регламентирующие перевозки опасных грузов различными видами транспорта, разрабатываются в рамках международных организаций.

 Выбор международного соглашения, требованиям которого необходимо руководствоваться при организации (осуществлении) международной перевозки опасных грузов, зависит от вида транспорта, которым осуществляются перевозки, вида вантажовидправлень, а также маршрута перевозки.

    Большинство из приведенных ниже соглашений переиздаются через определенные промежутки времени. Так, приложения к ДОПОГ, переиздаются каждые два года. При пользовании конвенциями, соглашениями, регламентирующими перевозки опасных грузов и приложениями к ним, важно помнить, что следует использовать только действующие издание.

    Перечень, состоящий из 57 международных соглашений ЕЭК ООН в области транспорта, а также сводные таблицы, содержащие информацию о статусе этих соглашений о подписании, ратификации, присоединения и принятия странами-членами Организации Объединенных Наций, размещенные на сайте ЕЭК ООН.

Речной и автомобильный транспорт

 Так под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций разрабатываются соглашения, направленные на обеспечение безопасности перевозки опасных грузов автомобильным и речным транспортом. Конвенции и соглашения ЕЭК ООН в области транспорта Вы можете найти на официальном сайте этой международной организации.

   В рамках Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR = ДОПОГ) 49 государств согласовали совместные правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом через их границы и по их территории. Самым последним изданием данного соглашения является ДОПОГ 2015.

   Международной перевозке опасных грузов речным транспортом регламентирует Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ADN=ВОПОГ). Актуальное издание настоящих 2011.

Воздушный транспорт

 Перевозки опасных грузов по воздуху регламентируется двумя международными соглашениями: Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху ИКАО и Правилами перевозки опасных грузов IATA. Технические инструкции выдаются Международной организацией гражданской авиации и содержат все подробные инструкции, необходимые для безопасной международной перевозки опасных грузов по воздуху.

   Однако, отдельные авиакомпании ужесточают требования Технических инструкций ИКАО. С учетом этого, положения Правил перевозки опасных грузов, публикуемых Международной ассоциацией воздушного транспорта, содержат больше запретов и ограничений.

  Правила перевозки опасных грузов IATA не выданы на русском языке, также их невозможно найти в свободном доступе в Интернет.

Железнодорожный транспорт

  Основными международными соглашениями по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом являются:

  • Правила международной перевозки опасных грузов по железной дороге (RID), RID не выдается на русском языке, поэтому по ссылке Вы можете посмотреть данный документ на латышском языке;
  • Правила перевозок опасных грузов Приложение 2 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС);
  • Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам, с учетом всех изменений и дополнений, согласованных на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций (Протокол от 17-18 марта 2009 года).
  • Правила перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, согласованные на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций (Протокол от 17-18 марта 2009 года).

Морской транспорт

  Основными соглашениями, регламентирующими международную перевозку морским транспортом, являются:

  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ)
  • Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ);
  • Кодекс безопасной практики перевозки незерновых навалочных грузов (BC Code).

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ = ADR)

   Международные перевозки опасных грузов автомобильным транспортом регламентируются европейской соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ = ADR).

  ДОПОГ — это соглашение, в рамках которой 48 государств согласовали совместные правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом через их границы и по их территории. Сокращение «ADR» основано на ключевых словах названия Соглашения на французском языке (Accord europe’en relatif au transport international des marchandises Dangereuses par Route).

  Главная цель ДОПОГ заключается в обеспечении безопасной перевозки опасных грузов, а также в упрощении международных перевозок таких грузов (страны — участницы соглашения должны допускать перевозки опасных грузов из других стран-участниц при условии соблюдения требований ДОПОГ).

    Сегодня Договаривающимися сторонами соглашения является (рис. 1): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия Казахстан, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Таджикистан, Тунис, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.

Рис. 1. Страны - участницы ДОПОГ

Рис. 1. Страны — участницы ДОПОГ

ДОПОГ применяется к перевозкам, осуществляемым через территорию по крайней мере двух стран — участниц соглашения, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

В интересах обеспечения единообразия и свободной торговли в рамках Европейского союза (ЕС) приложения А и В к ДОПОГ были также приняты государствами — членами ЕС за основу для регулирования автомобильной перевозки опасных грузов в пределах их территорий и между ними (директива 94/55 / ЕС Совета от 21 ноября 1994).

ДОПОГ было также принято рядом стран (в том числе Украины), которые не являются членами ЕС, в качестве основы для своего внутригосударственного законодательства.

ДОПОГ состоит из самого договора и двух приложений, которые являются его неотъемлемыми частями:

  • Приложение А — Общие положения и положения, касающиеся опасных веществ и изделий;
  • Приложение В — Положения, касающиеся транспортного оборудования и транспортных операций.

Соглашение состоит из семнадцати статей, в которых изложены основные вопросы, касающиеся вступления его в силу, отклонений от требований ДОПОГ, порядка внесения изменений в соглашение, а также процедуры разрешения споров и т. П

Ключевой является статья 2 соглашения, в которой говорится о том, что международные перевозки опасных грузов, кроме некоторых чрезвычайно опасных грузов, могут осуществляться автотранспортными средствами при условии соблюдения:

  • требований, предусмотренных в приложении А, которым должны соответствовать опасные грузы, в частности, требований, к их упаковки и маркировки;
  • требований, предусмотренных в приложении В, касающиеся конструкции и оборудования транспортных средств с опасными грузами, а также требований к их движению.

Также за странами — участницами ДОПОГ остается право применять к автомобильным транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки опасных грузов по их территории, дополнительные требования или ограничения, а именно:

дополнительные требования, касающиеся: а)

  • транспортных средств используемых в комбинированных перевозках, например, что перевозят на паромах или поездах;
  • транспортных средств, которые заезжают к портам, другие транспортные терминалы или выезжающих из них;
  • маршрутов движения или стоянки транспортных средств с опасными грузами при неблагоприятных погодных условиях, землетрясениях, авариях, забастовках, гражданских беспорядках или военных действиях;

 дополнительные ограничения, касающиеся: б)

  • проезда через определенные сооружения, например, мосты;
  • движения транспортных средств с опасными грузами по установленным маршрутам с целью исключения их проезда через коммерческие, жилые или экологически чувствительные районы, промышленные зоны с опасными объектами или дорогами, составляют серьезную физическую опасность;
  • движения транспортных средств с опасными грузами в определенные дни недели или года.

Вышеуказанные дополнительные положения могут применяться на территории стран — участниц ДОПОГ, если они не противоречат пункту 2 статьи 2 соглашения, содержащиеся в их национальном законодательстве и распространяются на автомобильные транспортные средства, которые совершают внутренние и международные перевозки опасных грузов.

Предписания, регламентирующие перевозки опасных грузов, а также некоторые другие сведения, необходимые для удобства пользования соглашением, приведенные в приложениях к ДОПОГ.

Приложения А и В ДОПОГ постоянно пересматриваются рабочей группой WP. 15 на своих сессиях и с периодичностью раз в два года переиздаются. Очередная редакция («ДОПОГ 2015 года») приложений А и В ДОПОГ вступила в силу с 1 января 2015 года. ДОПОГ 2015 может использоваться до 30 июня 2017 года, в соответствии с переходными положениями, которые предусмотрены в ДОПОГ 2015 года, вариант ДОПОГ 2013 может использоваться в 30 июня 2015 года.

©2018 "СУСАР" - «Союз участников специального автодорожного движения»

Log in with your credentials

Forgot your details?